Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования (ГИА-9) является обязательной.
Рекомендации психологов центра "Гармония":
- 5 нестандартных рекомендаций психолога старшеклассникам. Брядова Е.Н
- Советы психолога для выпускников - Подготовка к ЕГЭ в условиях самоизоляции. Куландина Л.В.
- Психологическая готовность к экзаменам. Автономова О.В.
- Советы выпускнику по подготовке к экзамену
(видеоролики Рособрнадзора) https://www.youtube.com/user/RosObrNadzor
плакаты Рособрнадзора http://obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/infomaterial/
ГИА-9 проводится в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ основного общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
ГИА-9 включает в себя обязательные экзамены по русскому языку и математике и двум предметам по выбору обучающегося: литературе, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам (английский, немецкий, французский и испанский языки), информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ).
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов количество сдаваемых экзаменов по их желанию сокращается до двух обязательных экзаменов по русскому языку и математике.
Формы проведения ГИА 9 – основной государственный экзамен (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
Экзаменационные материалы ГИА 9 включают в себя:
-
контрольные измерительные материалы (КИМ) для проведения ОГЭ;
-
тексты, темы, задания, билеты для проведения ГВЭ;
-
листы (бланки) для записи ответов
Телефоны «горячей линии» по вопросам подготовки и проведения ГИА:
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)
+7(495) 984-89-19
- Министерство образования Ярославской области:
8 (4852) 40-08-63
- Государственное учреждение Ярославской области «Центр оценки и контроля качества образования»
8 (4852) 28-08-83 8 (4852) 28-36-76
- Управление образования УМР
8 (48532) 5-02-45 8 (48532) 2-10-57
- МОУ В(с)ОШ (Родионова Ольга Васильевна)
(48532) 5-77-40
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ/ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ:
- Официальный сайт Рособрнадзора http://www.obrnadzor.gov.ru/ru/;
- Контрольные измерительные материалы ГИА-9 http://fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory;
- Официальный информационный портал ГИА-9 http://gia.edu.ru/ru/;
- Официальный сайт департамента образования Ярославской области https://www.yarregion.ru/depts/dobr/Pages/ege_gia.aspx;
- Официальный сайт ГУ ЯО «Центр оценки и контроля качества образования» http://coikko.ru/total-certification/gia9/;
- Официальный сайт МОУ В(с)ОШ https://vshugl.edu.yar.ru/gosudarstvennaya__itogovaya__attestatsiya/oge.html
- Демонстрационные материалы контрольно-измерительных материалов
- Открытый банк заданий
- Апелляция
- Методические материалы организатору
- Права детей с ограниченными возможностями здоровья
- Советы психолога
- http://gia.edu.ru/ru/graduates_classes/psychologist/
- http://resurs-yar.ru/shkolnikam_i_abiturientam/psihologicheskaja-podgotovka-egj/
ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ НА УЧАСТИЕ В ГИА-9:
- заявления на участие в ГИА-9;
- заявления об изменении перечня сдаваемых учебных предметов и/или изменений формы проведения ГИА-9, и/или изменении сроков участия в ГИА-9;
- заявления на участие в итоговом собеседовании по русскому языку;
- согласия участника ГИА-9 на обработку персональных данных;
- согласия родителя (законного представителя) на обработку персональных данных несовершеннолетнего;
- согласия родителя (законного представителя) несовершеннолетнего на выполнение химического эксперимента на экзамене по химии в форме ОГЭ
ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ ОБ УЧАСТИИ В ГИА-9
Заявление об участии в ГИА-9 подается до 1 марта 2025 года (включительно).
Заявления подаются:
обучающимися, освоившими в текущем году образовательные программы основного общего образования, в организациях, имеющих государственную аккредитацию по соответствующей образовательной программе – в организации по месту обучения;
обучающимися, освоившими образовательные программы основного общего образования в форме семейного образования, либо обучавшимися по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе основного общего образования – в организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе основного общего образования, в которой обучающиеся будут проходить государственную итоговую аттестацию экстерном.
После 1 марта
обучающийся вправе изменить перечень указанных в заявлении экзаменов, а также форму ГИА-9 только при наличии уважительных причин, подтвержденных документально.
В этом случае необходимо подать заявление в ГЭК не позднее чем за две недели до начала соответствующих экзаменов.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ПРОВЕДЕНИЕ ГИА-9:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ;
- Приказ Минобрнауки России от 7.11.2018 № 189/1513 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по общеобразовательным программам основного общего образования";
- Региональные документы по проведению ГИА-9;
- ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ГИА-9
Государственная (итоговая) аттестация (ГИА-9) обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, проводится для выпускников IX классов в двух формах:
- основной государственный экзамен (ОГЭ);
- государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
ОГЭ представляет собой форму организации экзаменов с использованием заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного стандарта основного общего образования.
ГВЭ представляет собой форму письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий и билетов.
- ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ И ЭКЗАМЕНЫ ПО ВЫБОРУ
ГИА включает в себя обязательные экзамены по русскому языку и математике, а также экзамены по выбору обучающегося по двум учебным предметам из числа учебных предметов: физика, химия, биология, литература, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, французский, немецкий и испанский языки), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Общее количество экзаменов в 9 классах не должно превышать четырех экзаменов.
Для обучающихся с ОВЗ, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов количество сдаваемых экзаменов по их желанию сокращается до двух обязательных экзаменов по русскому языку и математике.
В 2020 году результаты, полученные на ГИА-9 по двум учебным предметам по выбору, будут влиять на итоговую отметку, выставляемую в аттестат об основном общем образовании (аттестат), а также на получение аттестата.
- ДОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД
Участники ГИА-9, не имеющие возможности по уважительным причинам, подтвержденным документально, пройти ГИА в основные сроки, могут пройти ГИА в досрочный период, но не ранее 20 апреля
- ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
При прохождении ГИА-9 в 2020 наличие неудовлетворительного результата более чем по двум учебным предметам не позволяет выпускнику повторно участвовать в экзаменах по данным учебным предметам в дополнительные сроки. Участие в ГИА возможно не ранее 1 сентября 2020 года.
Повторно к сдаче ГИА-9 по соответствующим учебным предметам в текущем году по решению ГЭК допускаются обучающиеся, получившие на ГИА-9 неудовлетворительные результаты не более чем по двум учебным предметам.
- УСЛОВИЯ ДОПУСКА К ГИА
Согласно Порядку проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования к ГИА допускаются:
обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных);
обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды, освоившие образовательные программы основного общего образования;
обучающиеся, освоившие образовательную программу основного общего образования в форме самообразования или семейного образования, либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе основного общего образования, вправе пройти экстерном ГИА в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе основного общего образования, в формах, устанавливаемых настоящим Порядком.
Обучающиеся допускаются к ГИА при условии получения ими отметок не ниже удовлетворительных на промежуточной аттестации.
Обучающиеся, являющиеся в текущем учебном году победителями или призерами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, членами сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах и сформированных в порядке, устанавливаемом Министерством образования и науки Российской Федерации, освобождаются от прохождения государственной итоговой аттестации по учебному предмету, соответствующему профилю всероссийской олимпиады школьников, международной олимпиады.
- РЕЗУЛЬТАТЫ ГИА
Ознакомление участников экзамена и их родителей (законных представителей) с результатами ГИА осуществляется в течение одного рабочего дня со дня их получения образовательной организацией по месту подачи заявления под подпись.
Сервис ознакомления с результатами ГИА-9: https://sdr.abbyy.ru/
Обработка и проверка экзаменационных работ занимает не более десяти календарных дней.
Полученные результаты в первичных баллах (сумма баллов за правильно выполненные задания экзаменационной работы) переводятся в пятибалльную систему оценивания.
Результаты ГИА признаются удовлетворительными в случае, если обучающийся по учебным предметам набрал минимальное количество баллов, определенное органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, учредителем, загранучреждением.
Обучающимся, не прошедшим ГИА или получившим на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по двум учебным предметам, либо получившим повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки, предоставляется право пройти ГИА по соответствующим учебным предметам не ранее 1 сентября текущего года в сроки и формах, устанавливаемых настоящим Порядком.
- ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКЗАМЕНОВ УЧАСТНИКАМ С ОВЗ
Для участников экзаменов с ограниченными возможностями здоровья, участников экзаменов – детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, организуется проведение экзаменов в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития. Для подтверждения статуса обучающегося с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на участие в ГИА необходимо предоставить копию заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК). Для подтверждения статуса обучающегося ребенка-инвалида, инвалида необходимо предоставить оригинал или заверенную копию справки, выданной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, для обучающихся – детей-инвалидов и инвалидов государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования (далее – ГИА-9), проводится в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ). По желанию участника, ГИА может проводиться в форме ОГЭ (для обучающихся 9 классов). При этом допускается сочетание форм проведения ГИА. Так же по их желанию ГИА проводится только по обязательным учебным предметам: русскому языку и математике. Для участников экзаменов с ограниченными возможностями здоровья (при предъявлении копии рекомендации ПМПК), для участников экзаменов - детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность) создаются следующие условия проведения экзамена: 1. Проведение ГВЭ по всем учебным предметам в устной форме по желанию; 2. Увеличение продолжительности: - экзамена по учебному предмету на 1,5 часа (ОГЭ по иностранным языкам (раздел "Говорение" - на 30 минут); - итогового собеседования (для обучающихся 9 классов) – на 30 минут. 3. Организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена; 4. Беспрепятственный доступ участников экзамена в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений). СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ Для участников экзаменов с ограниченными возможностями здоровья, для обучающихся на дому, для обучающихся в медицинских организациях (при предъявлении копии рекомендаций ПМПК), для участников экзаменов - детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность, и копии рекомендаций ПМПК) создаются специальные условия, учитывающие состояние здоровья, особенности психофизического развития. В случае необходимости создания специальных условий в заключении ПМПК должны быть указаны конкретные требования к контрольно-измерительным материалам, требования к рабочему месту и техническому обеспечению, необходимость привлечения ассистента и его функции. В соответствии с рекомендациями ПМПК могут быть созданы следующие специальные условия: 1. Присутствие ассистентов, оказывающих указанным лицам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание, перенести ответы в экзаменационные бланки; 2. Использование на экзамене необходимых для выполнения заданий технических средств; 3. Оборудование аудитории для проведения экзамена звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования (для слабослышащих участников экзамена); 4. Привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика (для глухих и слабослышащих участников экзамена); 5. Оформление экзаменационных материалов рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера; выполнение письменной экзаменационной работы рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере; обеспечение достаточным количеством специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютером (для слепых участников экзамена); 6. Копирование экзаменационных материалов в увеличенном размере в день проведения экзамена в аудитории в присутствии членов ГЭК; обеспечение аудиторий для проведения экзаменов увеличительными устройствами; индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (для слабовидящих участников экзамена); 7. Выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере по желанию. 8. Предоставление отдельной аудитории, размещение на первой парте и пр. ОРГАНИЗАЦИЯ ППЭ НА ДОМУ, В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Основанием для организации экзамена на дому, в медицинской организации являются: заключение ПМПК с рекомендацией организации пункта проведения экзамена на дому/в медицинской организации и заключение медицинской организации (необходимо предоставлять оба документа). С перечнем региональных и муниципальных психолого-медико-педагогических комиссий можно ознакомиться на официальном сайте Федерального ресурсного центра ПМПК. |
- ОБЩЕСТВЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
С целью обеспечения соблюдения порядка проведения государственной итоговой аттестации, усиления контроля за ходом ее проведения, обеспечения объективности результатов, повышения доверия общества к процедуре проведения государственной итоговой аттестации и соблюдения прав ее участников организована работа общественного наблюдения.
Аккредитация граждан в качестве общественных наблюдателей осуществляется по их личным заявлениям.
Подробную информацию об организации общественного наблюдения в Ярославской области можно получить на сайте ГУ ЯО «Центр оценки и контроля качества образования»
- АПЕЛЛЯЦИИ
В целях защиты прав участников экзаменов при проведении ГИА создается конфликтная комиссия, которая призвана разрешать спорные вопросы не только по оцениванию экзаменационной работы, но и по соблюдению требований процедуры проведения ГИА.
Участник ГИА имеет право подать апелляцию в конфликтную комиссию в письменной форме:
- о нарушении установленного порядка проведения ГИА по соответствующему учебному предмету;
- о несогласии с выставленными баллами.
Конфликтная комиссия не рассматриваются апелляции по вопросам:
- содержания и структуры экзаменационных материалов по учебным предметам;
- связанным с нарушением самими участниками ГИА требований порядка проведения государственной итоговой аттестации;
- связанным с выполнением заданий экзаменационной работы с кратким ответом;
- неправильного оформления экзаменационной работы.
Апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ГИА участники ГИА подают в день проведения экзамена по соответствующему учебному предмету члену ГЭК, не покидая ППЭ.
При рассмотрении апелляции о нарушении порядка проведения ГИА конфликтная комиссия выносит одно из решений:
- об отклонении апелляции;
- об удовлетворении апелляции.
При удовлетворении апелляции результат экзамена, по процедуре которого участником ГИА была подана апелляция, аннулируется и участнику ГИА предоставляется возможность сдать экзамен по учебному предмету в другой день, предусмотренный единым расписанием проведения ГИА. При отклонении апелляции результат апеллянта не изменяется и остается действующим.
Апелляция о несогласии с выставленными баллами подается в течение двух рабочих дней со дня официального объявления результатов ГИА по соответствующему учебному предмету.
- Места подачи апелляции о несогласии с выставленными баллами.
Обучающиеся или их родители (законные представители) на основании документов, удостоверяющих их личность, подают апелляцию о несогласии с выставленными баллами в:
- образовательную организацию, в которой участник был допущен к ГИА-9;
- конфликтную комиссию по адресу: г.Ярославль, ул. Кузнецова, д. 4